пятница, 28 августа 2015 г.

Год в Берлине...

Знаете, этот пост дался мне очень трудно.
Вот прям оооооочень!
Год нашей берлинской жизни мы отметили 4 августа.
И все это время я садилась писать про свои впечатления, писала 10 строк и все удаляла. Потому что хотелось рассказать обо всем сразу! А обо всем сразу - это очень много. И я страдала из-за того, что не могу объять необъятное и написать красивый длинный пост с кучей фото, с серьезными наблюдениями, с какими-то выводами, с подробным рассказом о том, как тут все устроено и тд и тп.
Но, наверное, с таким подходом я не напишу ничего и никогда)
Поэтому мой рассказ будет только обо мне.
О моем восприятии происходящего В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Я специально выделила "в данный момент", т.к. неделя от недели мои мысли занимают разные проблемы и тонкости) и то, что волновало меня в июле, например, сейчас кажется уже неважным...
Я "выключаю" голову и позволяю своим рукам следовать за чувствами и печатать то, что у меня на душе.
Перечитывать, по традиции не буду)
Итак, "Мой первый год в Берлине"
1. Первым делом, хочу сказать, что этот первый год - начало моей новой жизни здесь. Я не хочу обратно. Все мои планы и мечты о будущем связаны сейчас только с Германией)
Пару месяцев назад я почувствовала, что наконец-то "доехала") До этого времени было странное ощущение: из России уехала и вспоминаю свою прошлую жизнь, как "прошлую", а до Германии "не доехала еще". Буквально живу на вокзале)))) Вроде, и не турист, и не гость, и не житель города... Не понятно кто)
Сейчас я тут ЖИВУ!
Поняла это, кстати, не сразу. Поняла, когда перестала каждую проблему или сложность встречать словами "ну и пусть! уеду домой - и все"
Сейчас таких мыслей не возникает...
2. Пытаюсь приспособиться к местным порядкам. Я человек организованный и немецкая педантичность и последовательность во всем мне близка. Единственное, что меня раздражает - это то, что все оооочень медленно. Эти термины (записи) во всякие гос.учреждения за полтора месяца... Этот интернет, который подключали 3 недели. Эти отказы от ненужных опций за 3 месяца.
Вот, например, у нас была скидочная карта на покупку жел.дор. билетов. Действует год. Сейчас она нам не нужна. Срок ее истекает в сентябре. Значит, в начале июня ( а лучше в мае) надо отправить этой организации письмо-отказ. Иначе карту продлят еще на год и пришлют счет) И ничего не сделаешь) еще год "пользуйся")
Это, конечно, мелочи. Но, во-первых, мы к таким вещам не привыкли, а"во-вторых"..... об этом в следующем пункте)
3. ...во-вторых, почти ежедневно мы получаем по почте кучу писем, счетов, уведомлений от разных организаций. Здесь все можно решить по почте. Ну, или почти все)
Почта работает отлично! даже банковскую карту вместе со всеми пинами мне просто почтальон кинул в почтовый ящик)
Но есть проблема. Открывая эти письма, у меня начинают дрожать пальцы) Быстро и сразу я понимаю только "фрау Гончарова" и цифры)
Нет, потом я могу сосредоточиться и что-то прочитать ( где-то сама, где-то муж, где-то гугл-переводчик)))) Какие замороченные письма помогают переводить друзья ( не устаю их благодарить за это!) Но каждое письмо - это стресс.
Вывод прост - нужен язык!
4. И этот пункт про язык.
Мне его не хватает очень! Муж закончил одни курсы ( первую ступень) и с сентября идет на следующие. Я же перезабыла даже то, что знала. Вообще, у меня сейчас такой период, что когда ко мне по-немецки обращаются, я впадаю в ступор. У меня звон в ушах и совершенная пустота в голове! Это при том, что, когда я просто стою рядом с кем-то и слушаю разговор, то понимаю, о чем речь. Конечно, я сейчас о каких-то бытовых вещах говорю.
На курсы я хочу. И пойду) сейчас не до них, к сожалению. Причина банальна: выделить из бюджета деньги на курсы мне и мужу мы в данный момент не можем. А ему - важнее! Его не возьмут на лучшую работу без знания языка
5. Квартира.
Это тоже оказалось для меня очень важным моментом. Я никогда не жила в съемных квартирах и понятия не имела, как это. Для меня очень-очень важно, чтобы квартира была МОЕЙ. Собственной.
Но, надо сказать, что здесь я как-то успокоилась. Я просто знаю, что это временно. Своя квартира у нас будет. Через какое-то время - но будет. Я просто в это верю) не все сразу... и "слона надо есть по частям")))
6. Любомир.
Меня девочки просили рассказать о здешнем образовании... Девочки, мне нечего рассказывать! Вот, когда Мирк закончит тут хотя бы начальную школу, у меня будет какое-то понимание того, что происходит с программой и образованием.
Сейчас мы просто движемся в этом вопросе по течению. И пока мне все нравится)
Меня напрягает только одно: немцы стараются, чтобы учеба детей не напрягала, чтобы все было в радость и с удовольствием. Это касается и школьных занятий, и спорта, и всяких кружков.
С одной стороны - классно! А с другой отдает каким-то пофигизмом... Я за то, чтобы у детей были обязанности, ответственность...Чтобы они учились преодолевать трудности.
Ну, Любомиру в этом вопросе деваться некуда) у него не просто русская мама, но еще и педагог) Так что в учебе ему сильно распуститься и не светит)))
Много я про школу писать не буду... О ней надо писать отдельно)
Вот учебный год начнется - тогда)
Дальше не могу по пунктам) Слишком серьезно)
Напишу лучше, чего мне здесь не хватает
Я стала скучать по друзьям. По возможности съездить в гости к родителям.
Не то чтобы я сильно соскучилась....это другое.
это.....какое-то теплое чувство, которое возникает, когда:
"... ты знаешь, я сегодня ехал с работы и на Авиамоторной встретил дядю Славу. Ну, как какого? ты не помнишь? он жил раньше в третьем подъезде. У него еще собака такая рыжая была, большая. Ну, еще его жена с нашей мамой на одном заводе работала. Вспомнила? ну вот... Я на 59-ый бежал и с ним столкнулся. Привет тебе передал."
И ты стоишь и за секунды в твоей голове возникает тысяча картинок! И этот дядя Слава. И его жена ( почему-то в синем пальто). И собака, которую ты кормила печеньем. И Авиамоторная и все магазинчики рядом с метро. И 59-ый. И его маршрут. И даже успеваешь прикинуть много ли было народу в этом автобусе в это время))
Вы понимаете?
Здесь у меня этого нет. Здесь все обнулилось. Может, лет через 5-7-10 у меня будут такие же картинки, а может и нет... У Любомира будут. А у нас - не знаю...
Еще мне не хватает книг. Много-много книг! Я мечтаю перевести сюда нашу библиотеку.
И нет возможности пойти в магазин и долго-долго ходить вдоль полок... выбирать.... гладить корешки.... Да, это решаемо. Есть интернет-магазины, можно решить вопрос с почтой-доставкой, есть библиотеки с русской литературой, в конце концов. Но волшебства покупки в магазине, книжного- как ритуала - нет.
А) есть отдел в соседнем русском магазине! Но, если бы вы видели ассортимент и цены,вам бы тоже стало грустно)
Прочитать Донцову и Ко меня не заставит даже книжное голодание))))))))))))
Хотя, я уже дошла до того, что купила там отрывной календарь для женщин на 2016 год) Листаю перед сном)
Что еще...
Еще еда. Я соскучилась по нашей еде) Хожу в русский магазин за сгущенкой, глазированными сырками, гречкой и ароматным растительным маслом) А еще за конфетами. Местные конфеты совсем не вкусные и выбор скудный. Не скажу, что я сластена) Нам 200гр конфет хватает на месяц) Но, понимаете, всегда хочется именно того. чего нет)
А еще нарезной батон) в том же русском магазине он есть, но стоит почему-то 2 евро) я, когда в рубли перевожу, всегда удивляюсь)))
Вот, казалось, бы это все ерунда и мелочи. И кто бы мог подумать, что именно этого будет не хватать) а вон оно как!)))) Потому что мы все сотканы из этих мелочей...
ну, что еще сказать... Скажу, что этот год пролетел как один день. И в то же время, когда вспоминаешь по событиям, то не понимаешь, как ЭТО ВСЁ поместилось в один год!?!
Говорят, что, если хочешь изменить жизнь и чего-то добиться, то надо заставлять себя выходить из зоны комфорта.
Так вот, за это время нас выбрасывало из зоны комфорта десятки раз! И десятки раз казалось, что все! не справлюсь! И было отчаяние, слезы, ощущение полного бессилия....
Но проходило время и приходили решения. Все менялось и устаканивалось. И появлялась какая-то гордость за себя : я МОГУ! Это совершенно необыкновенное чувство!
Прочитав все это, вы можете подумать, что все плохо)
Это не так.
Я счастлива, что живу здесь! И хочу здесь остаться!
Просто трудности в чужой стране, когда тебе не на кого положиться, кроме себя, переживаются сложнее, чем дома - в привычной обстановке.
Мне кажется, что это логично)
Вот такой он - мост пост-отчет за первый прожитый год в Берлине)
Я не написала, наверно, очень много.....
И, наверное, не надо)
Перечитывать не буду, а то снова все удалю)
Лучше пусть будет неидеальный текст, чем никакого)
И спасибо всем, кто дочитал до конца!)
Всех ЛЮ

35 комментариев:

  1. Людмила, всегда с удовольствием вас читаю :) В этот раз не исключение. Только задалась вопросом, а с чего вообще начался переезд? Я поначалу подумала, что уезжали работать, что было куда и на какое место, был смысл. Выходит - была просто перемена места жительства? Так было плохо в России? Вообще, интересен ход мысли. Знакомая не так давно "переехала в Питер" теперь пакует вещи обратно, прожив там 2 месяца. Уезжала навсегда. Ехала в никуда, не справилась. Вы справились, конечно. Но смысл? :) Извините, если вопрос некорректный. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      переезд начался с давней мечты)
      И, когда появилась возможность, мы за нее ухватились. Обо всех трудностях знали еще "на берегу" и были к ним готовы
      Но я же живая) да еще и женщина))))Поэтому чувства и эмоции редко поддаются разуму)
      нет, в России было не плохо... У нас там все было: и своя квартира, и мои заказчики, и работа у мужа....
      Очень сложно объяснить смысл) просто мне было так НАДО. Внутренне ощущение, что мой дом здесь.
      Но, если бы я написала, что все розово-безоблачно - это было бы неправдой) даже в счастливой жизни м.б трудности)

      Удалить
    2. Спасибо, что ответили! :) В целом очень комментарии к посту интересные получились. Значит живая тема. :) Про НАДО, мечту и "мой дом" я вполне способна понять и поверить. :) Сама всегда ставлю поначалу "нереальные" цели, тем более здорово, когда они начинают приобретать реальные очертания.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. а может ты просто СЕБЯ уговариваешь? мне именно это показалось, из рассказа,
    мои некоторые знакомые вернулись, да да да назад в Россию из благополучной Германии, они ВЕРНУЛИСЬ!!!!!! и я всё это прекрасно понимаю,
    и у меня был печальный опыт уезжаний.......... НЕ МОЁ........ я целовала Землю, буквально! когда вернулась!
    какое счастье, что Я ТУТ!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ты знаешь, нет....
      просто все эти "минусы", которые я описала - они есть у всех- но в чужой стране они воспринимаются сложнее
      Да и адаптация никто не отменял) Все, кто переехали, испытывали подобное
      Я иногда ставлю над собой эксперимент: представляю в красках себя там и здесь и прислушиваюсь к ощущениям. Точно понимаю, что обратно не хочу
      И не то, чтобы я считаю, что в России плохо и всем надо срочно бежать. Совсем нет! Просто мне давно хотелось жить в другом месте)

      Удалить
  4. Если вы нашли свой "дом" - вам очень повезло!! Многие всю жизнь ищут "свой угол" в этом мире. Раньше до брака, я всегда просто радовалась каждому дню, и не важно где я жила. Но когда забеременела, в одно утро по дороге на работу, вдруг я почувствовала, что мое место не здесь... прошло 2 года, а это ощущение присутствует каждый день. И каждый раз я задумываюсь: а не поискать ли мне это место?
    Вы его нашли))) И я очень за вас рада. А все эти трудности - это всего лишь "временные" трудности, главное не принимать близко к сердцу и верить в себя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо большое!
      Да, так бывает...желаю Вам скорее найти СВОЕ место)

      Удалить
  5. Мои чувства очень похожие на Ваши, и это просто этапы, которые нужно пройти в чужой стране и это нормально. Иммиграция, переезд не для каждого, и это тоже нормально. Просто человек дествительно испытывает весь свой ресурс, все что есть. Я в Швеции с сыном живу почто год, через пару лет будeт легче, зато какая гамма неизведанных ранnее чувств!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да, мне писали люди, которые недавно переехали, что и у них все так же)
      Значит, мы с Вами не оригинальны в этом)
      Говорят, что это просто этап адаптации )))

      Удалить
  6. Людмил, с интересом почитала. Во многом мне понятно то, о чем ты пишешь :) разве что кроме нарезного батона :)
    Может быть, тебе какую-нибудь книгу прислать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ты моя хорошая)
      книги я заказала) мне их пара перешлет
      а батон.... ну, просто потому, что его здесь нет)

      Удалить
    2. Ну все, пиши адрес, я пришлю тебе батон!!! От Калининграда это ближе!

      Удалить
  7. Людмил, дорогая моя, я очень рада за тебя. Я рада, что вы рванули к мечте, к городу где всегда хотели жить. Все трудности временные, все пройдёт станет легче, это нормально. Не равняйся на тех, кто вернулся. Если хочешь жить в своём городе, в своей стране, коей в твоём случае является Германия, равняйся на тех, кто остался, кто добился, чтобы не просто выживать в другой стране, а чтобы жить и наслаждаться этой жизнью. Вы молодцы! И я полностью поддерживаю вас, карабкайтесь к солнцу неустанно. Дорогу осилит идущий. Я тебя крепко обнимаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирочка, спасибо!
      я уверена, что у нас все будет так, как мы хотим) как я намечтала)))
      не смотря на трудности, я здесь счастлива!)

      Удалить
  8. Спасибо что написали! Всегда интересно, когда так искренне, без сиропа и соплей. Удачи Вам!

    ОтветитьУдалить
  9. Люда, спасибо тебе за этот пост. Он такой ... обнаженный что ли... Я понимаю как тебе было тяжело это писать, поэтому спасибо вдвойне.
    Прочитав его, я поняла еще и еще раз, что никогда не уеду за пределы России на ПМЖ. Даже пожив в Беларуси пару лет, я так соскучиалсь по родной речи, что в первые дни после возвращения включала телевизор просто для того, чтобы насладиться звучанием русского языка))) Это при том, что очень нравится белорусский по мелодике)))
    Мне очень по душе немецкая педантичность и аккуратность, но я не смогу справиться с отсутствием своего "дяди Славы", живущего в соседнем квартале, без нарезного батона за 20 рублей и вообще...
    Я понимаю, что ты довольна, но и понимаю, как тебе тяжело дается это удовлетворение.
    Знаю несколько девочек, живущих в Германии. Они нашли там себя и свой Дом. От души желаю тебе того же)))
    И как же здорово, что ты опять пишешь в блог)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, спасибо тебе за комментарий, за отклик!
      Все же надо делать так, как хочет душа. Если тянет уехать - надо искать возможности ( они сами находят, если это НАДО), если нет - надо жить дома.
      Иногда обстоятельства диктуют выбор. Как в твоем случае. Здорово, что сейчас ты там, где тебе хорошо! это очень важно

      Удалить
  10. Этот период адаптации будет длиться минимум 3 года, это если форсировать и ускоренно. А у многих он может и 15 лет длиться, если люди не хотят приспосабливаться. :) Всё зависит от человека :). Вначале вы будете учить язык и добрые немцы будут вам говорить, как вы замечательно говорите по-немецки. Не верте! Это значит, что надо учить язык дальше, пока не перестанут эту фразу говорить и спрашивать откуда вы приехали :) Когда язык станет приличным никто не будет больше хвалить ваше знание языка и спрашивать про ваши корни :). Это первый показатель интеграции :)
    Надо смотреть телевизор на немецком каждый день. Здесь очень много познавательных передач с прекрасным языком. Через три года будет понимать 100%. Но через три года :)
    Германия не хуже и не лучше, чем другие страны. И косяков здесь хватает, как и везде впрочем.
    Я бы разрешила Любомиру не сильно напрягаться в начальной школе. Поверте, в Гимназии им закрутят гайки так, что бедные дети света белого не видят. У них начинается поголовно депрессия и панические атаки от таких нагрузок. Давление результатом в этой стране искусственно завышено, не все дети справляються. Это я вам как местный педагог говорю :)
    И да я сейчас, вам рассказывала про свой опыт, я в Германии уже 10 лет и он может конечно, отличаться но не сильно. Практически все знакомые проходили через эти этапы.
    Удачи вам и терпения!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. спасибо!
      мне очень интересно мнение и опыт людей, которые прошли этот путь. Или проходят сейчас.
      Про гимназию слушала, да. Честно говоря, даже не верится, что после такой вольной жизни будет такая напряженная учеба)
      Я почитала Ваш блог. Очень интересно! И полезно)

      Удалить
  11. все проходит, пройдет и это:) и будет легче!
    тем более раз это то, что вам так хотелось!
    Пусть все получится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое!
      да, пройдет ЭТО, начнется другое)

      Удалить
  12. Люда, всегда с интересом слежу за вашими новостями... Искренне желаю Вам, чтобы у вашей семьи всё получилось!
    "Говорят, что, если хочешь изменить жизнь и чего-то добиться, то надо заставлять себя выходить из зоны комфорта". Эта фраза мне сейчас очень была нужна... Так и есть! Спасибо и удачи Вам во всём!

    ОтветитьУдалить
  13. Людочка, с интересом прочитала.
    Я здесь уже 4ый год и почти со всем согласна, кроме парочки мелочей. ну например нет у меня кучи бумажек в ящики так как зная он немецкой бюрократии я ни на что не подписываюсь и мне приходят только выписки из банка и все. А это раз в месяц. И стараюсь не бывать в русском магазине (толкьо уж если очень припечет за сгущенкой :))), потому что полочереди опухших мужиков и водкой в руке меня раздражают. не знаю какой у вас магазин. но у нас и вид. и обслуживание уровня 90ых.
    Я никогда даже в самые трудные минуты не хотела вернутся в Россию. потому что морально и физически нашла свой дом здесь. здесь улучшилось мое здоровье, очень важно что здесь к тебе относятся с уважением как к личности. Ине нужно ежедневно сталкиваться с мелкими стрессами вроде хамства в магазине, скандальных соседей, ошибок врачей, конфликты из-за мест в траспорте и т.д. И не все это поймут. я вот не из толстокожих и хамство и грубость меня из колеи выбивают. так что каждому свое.
    И еще очень важный факт переезда заграницу и явный плюс: здесь, если ты специалист, то ты обеспечишь себе и своей семье достойное проживание. Это важно. Важно, что отпахав в вузе ты знаешь что через 5 лет спокойно на свою зарплату можешь купить хорошую квартиру или дом, сам без помощи родителей и диких кредитов. Т очень важно, что если что с тобой случиться серьезное, тебя будут лечить хорошие врачи и они хотят тебя спасти. и будут относится к тебе как к человеку. а не дойной корове.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катюша, спасибо за твой комментарий!!!
      Мои "хотения" вернуться связаны были с объективными трудностями... Самое сложно время было, когда мужа уволили из московской фирмы ( он удаленно работал) и мы остались без денег( только с небольшим запасом финансов, который таял на глазах. У нас страховки медицинские были приват и стоили ого-го!
      Тогда была паника. Уладилось месяца через два только
      Если бы не подобные вещи, я бы тоже никуда не собиралась) мне нравится здесь
      И ребенку лучше.
      И про здоровье ты правильно говоришь. Мои муж и сын аллергики . Аллергия на цветение жуткая! Муж два месяца на таблетках, сын - на таблетках и с инголятором ( астма). Здесь не было НИ_ЧЕ_ГО! таблетки не пили за весну ни разу! ТТТ!!! Только из-за этого хочу здесь жить)

      Удалить
  14. Случайно наткулась на Ваш профиль в инстаграме, потом увидела ссылку на блог, решила полистать, т.к. мне безумно понравились вещи, которые Вы делаете. Это так вдохновляет, хочется смотреть и черпать для себя новую информацию. Я сама 5.5 лет живу далеко от Родины, от родных, прочитав этот пост поняла насколько чувства похожи у людей попавших в чужую страну. Язык самый большой барьер и мотиватор! За 5.5 лет я хорошо владею языком, которого раньше никогда не знала, это мне помогло во всем, прежде всего появилось чувство необходимости стремиться к лучшему. Курсы языка, профессиональные курсы, стажировка, работа все пришло и влилось в новую жизнь. Стало лучше в семье, когда все стали говорить на иностранном языке, даже помогаем друг другу. С каждым новым достижением, появляется желание дальше двигаться, изучать. Хочу пожелать Вам просто терпения, ведь если Вы целеустремленный человек, а таким Вы являетесь, то все получится. Все наладится, станете себя чувствовать частичкой этой страны, через 5 лет не будете понимать, как жили раньше без этой страны. Я оптимист по жизни и стараюсь сделать жизнь моей семьи счастливой, поэтому мелкие неприятности оставляю за дверью моего дома. Проблемы есть и будут, они все решаются. Удачи Вам в новой стране и не переживайте, шаг за шагом Вы будете приближаться к заветной цели!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Прочла и как все про меня. Прожила в Берлине полгода, но появился шанс и мы уехали, но не родину.Честно, не понравилось, и черт с теми контрактами, еще 3 месяца за все снимать будут с нашего банковского счета . Такое ощущение, что все эти немецкие организации прочно пускают в тебя и твой банковский счет свои корни и не дают уехать, не дают дышать, также с этими письмами, были и путаницы, а прийти в офис нельзя, позвонить нельзя, на имейл нельзя - пишите письма. Но мы звонили, писали на имейл и все равно получали, что нужно было...Никакого спама, приходили только письма из банка, из страховой, из кабельдойчланд, расчетные за месяц, но каждый день что-то было в ящике. Раздражало)
    Хотя почта действительно надежная, даже паспорта пересылают в обычном конверте.
    Сейчас, опять в чужой стране, я ничего подобного не ощущаю совсем. Но знаете, я могла бы там жить, уже даже начала привыкать к их бюрократии) Если же на это не обращать внимания,а я вам и советую на это просто не обращать внимания, то жизнь в Берлине мне очень понравилась, несмотря на всю его небрежность) Ну по ночам и злачным местам я не гуляла, так что очень много позитивных воспоминаний с собой забрала. И то тут, то там - всюду русская речь, при желании и одиноко не будет)
    А письма экспрессом переводите в гул-переводчике на телефоне в режиме онлайн через фотокамеру, если у вас это поддерживается. Если что-то важное, то вы поймете)

    ОтветитьУдалить
  16. А как ваш ребенок учится в школе не зная языка?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. отлично!) один из лучших в классе)))
      он выучил язык очень быстро.
      Сейчас говорит/понимает/пишет по немецки почти так же хорошо, как по русски
      Дети быстро язык осваивают

      Удалить
  17. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  18. Здравствуйте =) У меня к вам вопрос касательно ребенка. Сколько ему было лет при переезде и как он отнесся к нему? У меня есть мечта переехаьт в Европу, при чем имею опыт эмиграции в свои 14 лет, но сейчас у меня есть 4 летняя девочка. Если удастся пеерехать то через пару лет, а я уже сейчас, первым делом, думаю о том как она справится =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Любомиру на момент переезда было 6,5 лет
      К переезду он отнесся хорошо) с энтузиазмом. До этого мы жили в Берлине 2 года по 2- 2,5 месяца. Т.е. он знал, куда едет)
      Справляются дети легко. Главное, чтобы мала и папа были рядом и можно ехать куда угодно!)
      А еще мы при ребенке никогда не озвучивали и не обсуждали своих опасений: как правится, как язык, как адаптация... Считаем это лишним. Пусть переезд будет приключением)

      Удалить
    2. Спасибо за ответ =) Если честно, тоже считаю, что главное - когда мама с папой ничего не боятся и не нервничают. Нам хорошо там, где есть дорогие и любимые мы =) И все же, иногда закрадывается сомнение, и начинаю думать: а может, все это зря? а вдруг я ребенку жизнь ломаю? Потом даю себе по голове, напоминаю, что ради нее и нас все это делается. И что нам везде будет хорошо, даже если не переедим, главное быть вместе! =)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...